Лаки и политуры

Покрытия древесины лаковыми составами и политурами называется прозрачной отделкой в отличие от непрозрачной — грунтовки, окраски эмалями, масляными красками и т. п.                         

Лаками называют растворы пленкообразующих веществ в растворителях с добавлением в случае необходимости пластификаторов — для ликвидации излишней хрупкости лаковой пленки, красителей — для придания цвета или оттенка, катализаторов и ускорителей — для ускорения пленкообразования. К лаковым покрытиям предъявляют следующие основные требования: хорошая адгезия к поверхности древесина, достаточная твердость и эластичность, свето-, влаго- и теплостойкость. Лак должен хорошо наноситься распылением в серийном производстве и хорошо ложиться на поверхностьпри ручном нанесении. Покрытие должно легко шлифоваться, разравниваться и полироваться.

 

Лаки классифицируют по пленкообразующему веществу на три основные вида: масляные, смоляные и эфироцеллюлозные. Смоляные лаки делят на две группы, в одной из которых пленка образуется за счет улетучивания растворителя, в другой — за счет образования нового вещества в результате химической реакции.

Масляные и смоляные лаки с протекающимихимическимиреакциями (типа полиэфиров) в производстве щипковых инструментов применения не нашли. Основными лаковыми покрытиями являются растворы смол органического и синтетического происхождения, а также нитроцеллюлозные лаки (типа НЦ).

Политурами называют жидкие лаки, в которых концентрация пленкообразующих веществ не превышает14—15 %. Они дают значительно более тонкие пленки, создавая покрытия с высоким блеском.

Основными смолами естественного происхождения, входящими в состав лаков, являются следующие.

Канифоль (или гаркиус). Является составной частью лаков, применяемых в музыкальной промышленности. Имеет вид твердой стекловидной массы желтого цвета. Размягчается от температуры руки, плавится при температуре 50—60 "С.

Канифоль получают из хвойных пород дерева. На коре делают надрезы и собирают вытекающую массу (живицу). Путем отгонки из живицы получают скипидар и канифоль.

Копаллы. Применяют при изготовлений копалловых лаков. Лучшими качествами обладает лак, изготовленный из восточно-африканских копаллов. Лак-ископаемое. Извлеченный из земли, покрыт плотной коркой. Бывают копаллы бразильские, новозеландские, индийские и др.

Сандарак. Это смола тропических растений Африки и Австралии. Собирают сок растений. После высушивания он приобретает вид продолговатых зерен со стекловидным изломом. Сандарак идет на изготовление лака, недостатком которого являются невысокие механические свойства.

Шеллак. Основной вид смол, из которых получают высококачественные лаки и политуры. Положительным свойством таких лаков и политур является высокая прочность и хороший блеск покрытия.

В Индии и на прилегающих островах с деревьев особого вида собирают смолу. После кипячения в воде (для вымывания красителей) смолу пропускают через сито. Шеллак, получаемый таким образом, имеет вид тонких пластинок, окрашен в зависимости от времени предварительной обработки от красно-бурого до желтого. Выше ценится шеллак светлых тонов.

В случае отсутствия в продаже спиртового шеллачного лака можно изготовить его по следующему описанию. Шеллак (желательно светлой окраски) насыпают в литровую банку на 1/4 высоты (пригодна любая другая цилиндрическая прозрачная посуда). Доливают этиловый спирт (не ниже 96% крепости) и деревянной палочкой помешивают до полного растворения шеллака. Затем добавляют еще чайную ложку шеллака и растворяют его. За 20—30 мин выпадает осадок, который удаляют. Полученный раствор переливают в металлическую банку и помещают ее в водяную баню. В качестве водяной бани можно использовать кастрюлю с горячей водой. Доводить до кипения лак нельзя, так как он быстро вспенивается и чрезвычайно огнеопасен. Показателем готовности лака является его "брожение», при котором на поверхности лака от центра к периферии интенсивно расходятся светлые полосы. Затем лак слегка остужают и процеживают сквозь 2—3 слоя марли. После полного остывания лак готов к работе. Правильно сваренный шеллачный лак имеет светло-коричневую окраску и по густоте похож на фруктово-ягодный кисель.

Шеллачную политуру получают, растворяя шеллак в этиловом спирте в тех же пропорциях, что и при изготовлении лака. В весовых частях это составляет 14 % шеллака и 86 % спирта. В герметично закрытой посуде раствор оставляют на 3—4 сут. в темном месте при комнатной температуре. По прошествии этого времени рекомендуют тщательно перемешать выпавший осадок так называемого шеллачного воска и вновь оставить на 3—4 сут. Верхнюю, более темную, часть полученной политуры рекомендуют осторожно слить в отдельный герметично закупоренный сосуд. Это наиболее чистая часть политуры, пригодная для высококачественных работ. Остальную часть отфильтровывают от случайных примесей и сливают в сосуд для хранения. Шеллачные политуру и лак хранят в темном месте.

Коллоксилин. Широко применяемые в настоящее время нитроцеллюлозные лаки имеют основой коллоксилин. Коллоксилин, или нитроцеллюлозу, получают при обработке целлюлозы смесью азотной и серной кислот. Коллоксилин растворяется в органических растворителях (ацетоне, толуоле и пр.). Наиболее распространенным и применяемым в настоящее время нитроцеллюлозным лаком является лак НЦ-222. Этот лак хорошо шлифуется и полируется. Бесцветность позволяет использовать его при отделке дек и светлых деталей корпусов инструментов. Недостатком является ограничение толщины пленки — 80 мкм. При большей толщине лаковая планка может растрескаться. Растворителями нитроцеллюлозных лаков являются растворители № 645, 647, 648, РДВ и 1001. Возможно применение и других нитролаков, но с обязательными предварительными испытаниями.

Новыми лаками, которые можно наносить распылением, являются терпано-коллоксилиновые лаки марок ТК-2 и ТК-3. Для проведения покрытия в электростатическом поле рекомендуют лак МЧ-52.