Подготовка изделий к отделке

Поверхность древесины, подготавливаемой к прозрачной отделке, необходимо прежде всего хорошо просушить, так как при изготовлении музыкальных инструментов влажность исходного материала должна быть минимальна. Это требование целиком относится к деталям, оклеенным шпоном, а также уголкам розеткам и прочим элементам интарсии. Нарушение этого требования влечет за собой или отслаивание лака из-за пониженной адгезии, или появление белесых пятен на лаковых поверхностях из-за проникшей в лаковый слой влаги.

 

Для удаления ворса, т. е. концов перерезанных волокон, поверхность древесины смачивают влажным тампоном комнатной температуры и дают просохнуть. Смоченные волокна набухают, а при высыхании коробятся, поднимая кверху свои концы-усики. Эти усики и называют ворсом.

Хорошие результаты дает смачивание 3—5 %-м раствором столярного клея. Засохший клеевой раствор делает ворс более хрупким, а следовательно, лучше поддающимся сошлифовке. Рекомендуют также увлажнять ворс 96 %-м спиртом, так как он быстро улетучивается, операцию удаления ворса можно повторить несколько раз.

Увлажнение производят губкой или тампономиз хлопчатобумажной ткани сначала вдоль волокон, а затем поперек. Увлажнение следует производить быстро и необильно, чтобы влага неглубоко проникла в древесину.

Часто при лакировке деталей не удается получить гладкой и равномерно блестящей поверхности из-за множества пор в материале древесины. Заполнение пор перед отделкой выполняется грунтовками или порозаполнительными составами. Приведем некоторые рецепты таких составов.

1. Нанесение порошкообразных порозаполнителей. Отделываемую поверхность располагают горизонтально. Порошок пемзы или тяжелого шпата насыпают на отделываемую поверхность сквозь 2—3 слоя трикотажной ткани. Насыпанную пудру энергично втирают ватно-полотняным тампоном, смоченным в разбавленном нитролаке. Движения тампона круговые, быстрые и со значительным нажимом. Опыление и втирание производят до окончательного заполнения всех пор. Проверяют степень порозаполнения по отблеску поверхности в отраженном свете.

2. Грунтовка специальным составом. Одну весовую часть крахмала в порошке смешивают с одной весовой частью тяжелого шпата (сернокислого барита) и 1/6 весовой частью сиккатина (№ 63 или 64) и разбавляют скипидаром (обязательно очищенным) до густоты лака. Раствором покрывают поверхность древесины с помощью щетинной кисти, а затем втирают в дерево высохший состав. Высыхание узнают по матовому цвету нанесенного покрытия. Втирают состав куском кожи до тех пор, пока он не останется только в порах. Просушивают после порозаполнения не менее 8ч.

3. Грунтовка жирным мездровым клеем. Для неответственных деталей возможно заполнять поры жидким мездровым клеем. Раствор клея наносят 2—3 раза, каждый раз шлифуя после просушивания. Мастера по изготовлению музыкальных инструментов довольно часто обходятся без порозаполнения.   Последним этапом подготовки поверхности под прозрачную отделку является шлифование ее мелкой наждачной бумагой. При этом удаляются остатки порозаполнителя.

Перед началом лакирования очень часто производят крашение отделываемой поверхности, после чего поверхность протирают куском войлока для сглаживания поднявшегося ворса.